Навес для автомобиля приносит много пользы автовладельцу. Машина под навесом защищена от дождя, снега и палящего солнца. Кузов меньше ржавеет, краска не выгорает, а салон не перегревается летом. Зимой не придется тратить время на очистку снега с машины. Навес также спасает от града, который может повредить кузов. Под навесом удобно проводить мелкий ремонт автомобиля в любую погоду. Еще одно важное преимущество — резиновые детали машины меньше трескаются, так как не подвергаются воздействию ультрафиолета. В целом, навес продлевает срок службы автомобиля и экономит деньги на его обслуживании.
Планирование проекта
Перед началом строительства нужно выбрать тип конструкции навеса. Существует два основных варианта: пристроенный к дому и отдельностоящий. Пристроенный навес экономит материалы, так как одна сторона крепится к стене дома. Такой вариант удобен, когда нужно быстро попасть из дома в машину. Отдельностоящий навес можно поставить в любом месте участка, он выглядит самостоятельно и солидно.
Размеры навеса зависят от габаритов автомобиля. Длина навеса должна быть на полметра больше длины машины. Ширина навеса должна обеспечивать удобное открывание дверей — обычно на метр шире автомобиля. Высота должна позволять свободно проезжать, даже если на крыше установлен багажник. Для обычной легковой машины подойдет навес размером 6 на 3,5 метра при высоте 2,5 метра.
Для строительства навеса нужно подготовить чертежи. На них указывают все размеры, расположение опор, балок и стропил. По чертежам можно рассчитать количество материалов с небольшим запасом. Это поможет купить все необходимое за один раз и не переплачивать.
Выбор металлических материалов
Основа навеса делается из металлического профиля. Лучше всего подходит профильная труба — прямоугольная или квадратная. Для стоек используют трубу сечением 80х80 мм или 100х100 мм с толщиной стенки 3 мм. Для поперечных балок подойдет профиль 60х40 мм или 80х40 мм. Для стропил можно взять трубу 40х40 мм. Профильные трубы продаются в строительных магазинах стандартной длины 6 метров.
Кроме решения согнуть проф трубу, для каркаса можно использовать швеллер или уголок. Швеллер имеет форму буквы “П” и хорошо работает на изгиб. Уголок имеет L-образную форму и часто используется для усиления конструкции. Эти варианты тяжелее и дороже профильной трубы, но иногда их применение оправдано.
Для крыши навеса чаще всего используют профнастил или поликарбонат. Профнастил — это оцинкованные стальные листы с волнистой формой. Он прочный, долговечный и недорогой. Поликарбонат — прозрачный пластиковый материал, который пропускает свет. Под таким навесом светло даже в пасмурную погоду. Поликарбонат легче профнастила, но дороже и менее устойчив к механическим повреждениям.
Для сборки конструкции понадобятся крепежные элементы: анкерные болты для крепления к фундаменту, саморезы для крепления кровли, электроды для сварки. Также нужны будут герметики для заделки швов и защитные составы для обработки металла.
Изготовление металлоконструкции
Начнем изготовление металлоконструкции с раскроя профильной трубы. Вооружившись чертежами, отмеряем нужные отрезки, не забыв отметить линии реза маркером – как говорится, семь раз отмерь… Резать будем болгаркой, с отрезным диском по металлу. Тут важна точность – ровные срезы под прямым углом, иначе вся конструкция “поплывет”.
И помните о технике безопасности! Болгарку держим крепко, двумя руками, рез ведем от себя. Деталь должна быть надежно зафиксирована, чтобы не “гуляла” во время работы.
Перед тем, как взяться за сварку, нужно подготовить кромки деталей. Убираем заусенцы, ржавчину, всю грязь – металлической щеткой или шлифовальным кругом. Чистота – залог качественного шва, это как хороший фундамент для дома.
Сварку начинаем на ровной поверхности. Сначала – прихватываем детали точечными швами, проверяем геометрию конструкции. Убедились, что все ровно? Тогда можно приступать к полноценной сварке. Шов должен быть ровным, без “проплешин” и прожигов. После сварки тщательно зачищаем его от шлака и брызг.
Переходим к монтажу каркаса
Опорные стойки устанавливаем на фундамент только после полного затвердевания бетона. На стойках заранее привариваем опорные пластины с отверстиями под крепеж. Важно выставить стойки строго вертикально, используя уровень.
Крепим стойки к фундаменту анкерными болтами. Сверлим отверстия в бетоне, вставляем анкеры и затягиваем гайки. Как вариант – можно использовать закладные детали, металлические пластины, “утопленные” в бетон при заливке.
После установки стоек монтируем поперечные балки, соединяя их между собой. Балки выставляем строго горизонтально и закрепляем сваркой. На балки монтируем стропильную систему – наклонные элементы, к которым будет крепиться кровля.
Для усиления конструкции добавляем раскосы, распорки, связи. Они придают каркасу жесткость и устойчивость к ветровым нагрузкам. Особенно это важно в регионах, где “гуляют” сильные ветра и зимой выпадает много снега.
Приступаем к установке кровли
Перед монтажом кровли на стропила крепим обрешетку – поперечные элементы, к которым будет крепиться кровельный материал. Для профнастила обрешетку делаем из профильной трубы с шагом 50-60 см. Если используем поликарбонат, шаг обрешетки уменьшаем до 30-40 см.
Профнастил крепим к обрешетке специальными кровельными саморезами с резиновыми шайбами. Листы укладываем внахлест (10-15 см), чтобы избежать протечек. Саморезы вкручиваем в верхнюю часть волны профнастила. Поликарбонат крепим термошайбами, которые компенсируют температурное расширение материала.
После монтажа кровли тщательно герметизируем все соединения и примыкания. Используем специальные герметики и уплотнители, устойчивые к ультрафиолету и перепадам температур. Особое внимание уделяем местам примыкания кровли к стенам здания, если навес пристроенный.
В завершение, организуем водосточную систему. Устанавливаем желоба по нижнему краю кровли и водосточные трубы для отвода воды. Водосточная система защитит фундамент от размывания и продлит срок службы всей конструкции.
Статья по теме: Стеклянные козырьки и навесы
Защита металла от коррозии
Чтобы металл не ржавел, начните с подготовки поверхности. Сначала нужно убрать всю ржавчину, окалину и грязь. Возьмите металлическую щетку, наждачку или специальные средства, которые растворяют ржавчину. Затем протрите поверхность растворителем или уайт-спиритом, чтобы обезжирить ее.
После этого нанесите грунтовку. Она создаст защитный слой и краска лучше прилипнет к металлу. Если навес будет стоять на улице, выбирайте грунтовку с антикоррозийными добавками. Нанесите один-два слоя, давая каждому слою хорошо просохнуть.
Для покраски берите краску, которая подходит для наружных работ. Алкидные эмали или полиуретановые краски – отличный вариант. Они создают прочное покрытие, которое не боится солнца и дождя. Цвет краски подбирайте под цвет вашего дома или забора.
Краску наносите в два-три слоя, с перерывами на сушку. Можно красить кистью, валиком или распылителем. Лучше всего работать в сухую погоду, когда температура на улице от +5 до +30 градусов. Когда краска полностью высохнет, навес готов к использованию и прослужит вам долгие годы.
Статья по теме: Защита металла от коррозии
Несколько полезных советов напоследок
Если вы решили самостоятельно построить навес для машины, то сможете сэкономить деньги и сделать именно то, что вам нужно. Правильно спроектированный и собранный навес будет защищать ваш автомобиль от непогоды не один десяток лет. Но помните, что качество материалов и то, насколько тщательно вы все сделаете, напрямую повлияет на то, как долго прослужит навес. Не стоит экономить на металле или крепеже, иначе в будущем могут возникнуть проблемы, особенно если в вашем регионе бывают сильные ветры или много снега.
Со временем навес можно сделать еще лучше, добавив несколько полезных деталей. Например, можно установить освещение. Светодиодные светильники можно разместить по периметру навеса или вдоль центральной балки. Так вам будет удобно подходить к машине в темноте. А чтобы свет включался автоматически, можно установить датчик движения.
Еще один полезный элемент – боковые стенки или шторы. Они защитят машину от косого дождя, снега и пыли. Заднюю стенку можно сделать из профнастила, поликарбоната или даже специальной сетки. А боковые шторы можно сшить из прочного брезента, который можно будет сворачивать в хорошую погоду. Таким образом, открытый навес можно будет превратить в закрытый гараж, когда это необходимо.
Если вам нужно место для хранения автомобильных принадлежностей и инструментов, можно пристроить к навесу небольшой шкафчик или полки. Их можно прикрепить к опорным стойкам или к задней стенке, если она есть. Там удобно хранить омывающую жидкость, масло, щетки для снега и другие вещи, которые всегда должны быть под рукой у автовладельца.
А еще можно установить под навесом систему сбора дождевой воды. Подключите бочку с краном к водосточной трубе, и вы сможете использовать дождевую воду для полива растений или мытья машины. Это поможет вам экономить воду и снизить коммунальные платежи.